Пояснительная записка Цели и задачи обучения программы в классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе. Целями обучения предмета «Технология » (для девочек) в 8_ классе является: формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности; формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности; становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности; приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности; формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства; становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания. Основными задачами обучения технологии для 8 класса являются: -освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; -освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационнотехнологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской). Содержание учебного предмета «Технология» (для девочек) 8 класс способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основные теоретические сведения Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации. Практические работы Выполнение эскизов проектов. БЮДЖЕТ СЕМЬИ Основные теоретические сведения. Понятия и определение «семья», связи семьи с другими семьями, предприятием, государством, основные потребности семьи, правила покупки, планировать покупки, понятие «товар», «ценник », «этикетка», «штрихкод», правильное и рациональное использование средств на питание, способы сбережения. Лабораторно-практические и практические работы. Исследование потребительских свойств товара, составляющих бюджета своей семьи, сертификата соответствия и штрихового кода, возможностей для бизнеса. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА Основные теоретические сведения. Понятия электротехника, источник питания, электролит, сила тока, приемники (потребители), электрическая цепь, принципиальная и монтажная схемы, установочная арматура, электросчетчик, тариф на электроэнергию, электромонтажные инструменты, электрические провода: установочные, монтажные, обмоточные, электроизоляционные материалы, токоведущая жила, сращивание проводов, ответвление, пайки, припой, электрический паяльник, флюс, лужение, зарядка электроарматуры оконцевание проводов петелькой (кольцом), тычком; плакат по электробезопасности, лампы накаливания: галогенные, люминесцентные, неоновые, светодиоды, электронагревательные приборы: инфракрасные обогреватели, электроконвекторы, электрорадиаторы: нагревательные, элементы открытого и закрытого типа, трубчаты электронагревательный элемент (ТЭН), терморегулятор, биметаллическая пластина, требования к электромонтажным инструментам, основные правила выполнения электромонтажных работ. Лабораторно-практические и практические работы. Определение расхода электроэнергии в квартире за сутки, вычисление стоимости электроэнергии за месяц, сбережений электроэнергии при экономии, выбор электромонтажного инструмента, подготовка необходимых проводов, соединения проводов, согласно схеме, изолирование места соединения проводов, оконцевание проводов медных и многожильных, изолирование соединения; разработка плаката по электробезопасности, оценивание суммарной электрической мощности осветительных приборов школы, энергетическая эффективность используемых ламп, отчет о проделанных исследованиях путей экономии электроэнергии в школе, сборка электромонтажной схемы электрического светильника по замыслу. ТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА Основные теоретические сведения. Понятие о столовом и кухонном белье; виды столового и кухонного белья; конструкции салфеток, полотенец, скатертей; определение формы и размеров; последовательность построения чертежа салфеток, полотенец, скатертей; правила безопасной работы ножницами, технология пошива полотенец, салфеток; скатертей; правила безопасной работы на швейной машине, понятие о постельном белье; виды постельного белья; конструкции простыней, наволочек и пододеяльников; определение формы и размеров; последовательность построения чертежа простыней, наволочек и пододеяльников; способы экономного раскроя на ткани; виды бельевых швов; правила выкраивания косых беек; технология окантовочного шва; виды украшающих швов; технологическая последовательность пошива простыней, наволочек и пододеяльников; правила безопасной работы на швейной машине и электрическим утюгом, виды покрывал и пледов; способы конструирования покрывал и пледов; правила раскроя; правила безопасной работы ножницами, ручными иглами, технология выполнения ручных работ (прямые сметочные, косые и крестообразные подшивочные стежки); технология машинных работ (подшивание потайным швом, окантовывание среза бейкой); технология послойного утепления; ручного вспушивания и машинного стегания; правила безопасности при выполнении ручных сметочных и машинных работ, способы декоривания окон шторами; виды штор и украшающих элементов в различных помещениях; правила конструирования штор; принцип экономного раскроя на ткани, технологию пошива штор, свагов, ламбрекенов, подхватов; правила безопасности утюжильных работ. Лабораторные и практические работы. Снятие мерок для изготовления столового и кухонного белья; построение чертежей; выполнение выкройки столового и кухонного белья; раскраивание полотенца, салфетки и скатерти, пошив салфетки, полотенца, скатерти и других кухонных мелочей; изготовление выкройки дополнительных деталей изделия; подготовка выкройку к раскрою, выполнение образцов швов подшивания и окантовывания; декорирование изделия оборками, рюшами, лентами, кистями и сутажем, снятие мерок для изготовления постельного белья; построение чертежей; выполнение выкройки постельного белья; раскраивание простыни, наволочки и пододеяльники, выполнение образцов видов бельевых и декоративных швов; обработка обрезного края изделий окантовочным швом косых полос для беек; выполнение пошива простыней, наволочек и пододеяльников; устранение дефектов; выполнение окончательной обработки изделий постельного белья, конструирование покрывала и пледа; подготовка и раскрой детали на ткани; изготовление образцов ручных швов стачивания и подшивания; образцов машинных швов подшивания и окантовывания специальными лапками, изготовление образцов складок, швов; стежки и вспушивание послойного утепления; устранение дефектов; выполнение окончательной обработки покрывал и пледов, конструирование и моделирование шторы; раскрой в соответствии с технологией; дополнение шторы ламбрекенами, свагами, подхватами, пошив шторы согласно замыслу; декорирование шторы кистями, лентами, оборками и рюшами; окончательная обработка штор. Арт-дизайн Основные теоретические сведения. Понятие об арт-дизайне; видах, технологиях, значении в интерьере; виды арт-дизайна; конструкции инсталляций; определение формы и размеров; последовательность построения конструкций, чертежей; техника и технология выполнения топиариев, упаковок для подарков, поделок в технике канзаши; правила безопасной работы ножницами, технология пошива, сборки; правила безопасной работы на швейной машине, последовательность построения чертежей; способы экономного раскроя на ткани и других материалах; виды украшающих швов; технологическая последовательность сборки изделий; правила безопасной работы электрическим утюгом, клеевым пистолетом, выжигателем; правила безопасной работы различными видами клея, красками и лаками. Лабораторные и практические работы. Оформление чертежей, выполнение технического рисунка, подбор материала, инструментов и технологий; технология выполнения поделок в технике топиарий, канзаши; изготовление и декорирование подарочных упаковок; пошаговое выполнение технологий изготовления. СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Основные теоретические сведения. Понятия ощущение, восприятие, представление, воображение, память, внимание, внимательность, мышление, пути освоения профессии, ситуация выбора, алгоритм выбора, классификация профессий, профессиограмма и психограмма профессии, самооценка, самосознание, образ Я, профессиональный интерес, профессиональные склонности, эмоции, задатки, способности: общие, специальные, коммуникативные и организаторские талант, гениальность, понятия темперамент, холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик, характер, понятия мотивы выбора профессии, профессиональные и жизненные планы, личный профессиональный план, понятие профессиональная пригодность, здоровье и выбор профессии, профессиональная проба. Лабораторно-практические и практические работы. Составление профессиограммы выбранной профессии, определение уровня своей самооценки, определение своих склонностей, определение своего характера, своих склонностей, характеризация известных видов воображения и восприятия, раскрытие сущности воображения и его роли в творческих процессах, виды внимания, роль мышления в профессиональной деятельности, проведение анализа мотивов своего профессионального выбора, анализ мотивов своего профессионального выбора, выбор профессии. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР» Основные теоретические сведения. Оформление проектных материалов, экономическая оценка стоимости и выполнения проекта, варианты рекламирования проектного изделия, содержание портфолио, методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). Практические работы. Оформление проектных материалов, вариантов рекламы, расчет стоимости проекта, разработка электронной презентации в программе Microsoft Office Power Point, представление портфолио. Содержание учебного предмета «Технология» 8 класс способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Технология.» является приоритетным для формирования метапредметных (познавательных, регулятивных коммуникативных) и личностных УУД. В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Содержание учебного предмета «Технология» (для девочек) 8 класс способствует дальнейшему формированию ИКТ компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения: 1.Стадия вызова. Актуализация и обобщение знаний. 2.Стадия осмысления. Получение новой информации. 3.Стадия рефлексии. Формирование у каждого своего собственного отношения к полученной информации. Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. • Овладение различными видами чтения. • Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. • Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации. • Информационная переработка текста. • Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: 1.Устные ответы. 2.Выполнение заданий. 3.Выполнение упражнений. 4.Работа над проектом. 2. Общая характеристика учебного предмета: Рабочая программа по технологии «Технология» (девочки) 8 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии «Технология» (девочки) 8 класс, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования. 3. Описание места учебного предмета «Технология» (для девочек) в учебном плане в 8 классе. На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» (для девочек) 8 класс на 2 ступени обучения: Личностные результаты изучения предмета: проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности; мотивация учебной деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности); самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; нравственно-эстетическая ориентация; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие готовности к самостоятельным действиям; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности); проявление технико-технологического и экономического мышления; экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам). Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД. Метапредметные результаты изучения курса: познавательные УУД: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; моделирование технических объектов и технологических процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); исследовательские и проектные действия; осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; формулирование определений понятий; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; коммуникативные УУД: • умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; • владение речью; регулятивные УУД: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); саморегуляция. Предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» (для девочек) в 8 классе отражены в календарнотематическом планировании. Ученица получит возможность овладеть Предметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» в познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда; распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства». создание творческого проекта «Мой профессиональный выбор» в разделе «Современное производство и профессиональное самоопределение»; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда; в мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ; стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов; в трудовой сфере: планирование технологического процесса; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности; соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены; контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов; в физиолого-психологической сфере: • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований; • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; в эстетической сфере: • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; • моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»; • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; в коммуникативной сфере: • формирование рабочей группы для выполнения проекта; • публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда; • разработка вариантов рекламных образцов. 8КЛАСС Количество часов № п/ п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Раздел1.Производствои технологии 1.1 Предпринимательство. Организация собственного производства. Мир профессий 1 1.2 Бизнес-планирование. Технологическое предприниимательство 1 Итого по разделу В полном объёме согласно ФРП 1 В полном объёме согласно ФРП 1 В полном объёме согласно ФРП 1 В полном объёме согласно ФРП 1 В полном объёме согласно ФРП 2 Раздел2. Бюджет семьи 2.1 2.2 2.3 2.4 Способы выявления потребностей семьи. 1 1 Технология построения семейного бюджета. Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей. 1 1 1 В полном объёме согласно ФРП 2.5 Технология ведения бизнеса. Итого по разделу 1 1 В полном объёме согласно ФРП 5 Раздел3. Технология домашнего хозяйства 3.1 Инженерные коммуникации в доме Мир профессий. 1 3.2 Система водоснабжения и канализации. 1 3.3 3.4 Электрический ток и его использование. В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП 1 Монтаж электрической цепи. Проект «Плакат по электробезопасности» Итого поразделу В полном объёме согласно ФРП 1 1 В полном объёме согласно ФРП 1 В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП 4 Раздел 4 Создание изделий из текстильных материалов 4.1 Конструирование столового и кухонного белья. 1 1 1 4.3 Технология пошива кухонного и столового белья. Конструирование постельного белья. 1 1 4.4 Технология пошива постельного белья. 1 1 1 1 1 1 4.2 4.5 4.6 Конструирование покрывал и пледов. Технология пошива покрывал и пледов. В полном объёме согласно ФРП 4.7 Виды штор. Конструирование штор. 1 4.8 Технология пошива штор. Творческий проект «Уют моего дома» 2 Итого по разделу 1 1 В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП 9 Раздел5. Арт-дизайн 5.1 Техника выполнения топиариев. 5.2 Оформление подарков. Виды упаковок. 2 5.3 Броши в технике шеби-шик. 2 1 5.4 Изготовление цветов в технике канзаши. 2 1 В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП 1 1 1 В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП Итого по разделу 7 Раздел 6. Современное производство и профессиональное самоопределение 6.1 Профессиональное образование. 1 6.2 1 6.5 Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы важные, для самоопределения. Мотивы выбора профессии. 6.6 Профессиональная пригодность и проба. 6.3 6.4 6.7 Творческий проект «Мой профессиональный выбор» Оформление проектных материалов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП В полном объёме согласно ФРП Итого по разделу 7 Всего за год 34 3 21