10.09.2024
нашем обществе существует дефицит психологических знаний, слабо развита психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. В педагогических коллективах часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.
Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. В свою очередь, повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей через просвещение в вопросах воспитания и обучения способствует оптимизации детско – родительских отношений и является профилактикой различных проблем личностно – социального развития детей.
Перед практическим психологом образования стоит очень важная задача — повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Разработанные на основе изучения и анализа многочисленной психологической и педагогической литературы методические рекомендации могут использоваться педагогами – психологами образовательных учреждений в просветительской работе с родителями с целью профилактики нарушений детско – родительских отношений и повышения психолого – педагогической грамотности родителей.
Кроме того, представленные методические разработки могут широко использовать в своей педагогической и воспитательной деятельности классные руководители и воспитатели образовательных учреждений. А главное, все мы, независимо от своей принадлежности к той или иной профессиональной деятельности и социальному слою общества, религиозной конфессии являемся РОДИТЕЛЯМИ.
Методическая копилка
(по профилактике и разрешению
детско-родительских конфликтов.)
1. Упражнение «Противоположности: конфликт «нападающего» и «защищающегося»». Необходимо сесть лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль «нападающего», а кто – «защищающегося». Затем ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться. Если вы «нападающий», говорите своему партнеру, как он должен вести себя и что должен делать. Ругайте и критикуйте с позиции явного превосходства и уверенности в себе. Если вы «защищающийся», постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы стараетесь, как хотите угодить и как что-то мешает вам выполнить его требования. Через пять-десять минут завершите эту часть опыта.
Поменяйтесь ролями. Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет «нападающего» или манипулирующую пассивность «защищающегося». Через пять или десять минут остановитесь. Поделитесь своими переживаниями.
Вопросы:
Что вы чувствовали, играя роль «нападающего» и «защищающегося»?
В какой роли вы чувствовали себя более уверенно?
Сравните сыгранные вами роли с вашим способом действия в реальной жизни?
2. Упражнение «Билль о правах». Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15 -20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место. Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 3—5 минут. В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы. Еще одна рекомендация: ведущему лучше самому разделить членов группы на «родителей» и «детей», определив в группу «детей» наиболее центрированных на своей родительской позиции взрослых. Необходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка или вспомнить себя в детстве. Группа может оговорить, в каком возрасте будут находиться «дети», которые пишут права, исходя из своих интересов (права шестилетних детей могут значительно отличаться от прав подростков).
3. Упражнение «Шесть шагов». Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону. Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять, чтобы избегать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения этих шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.
Шаг 1. Вовлечь ребенка Четко и немногословно сообщить, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо.
Шаг 2. Узнать решения детей, не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как решений можно большего числа альтернатив
Шаг 3. Активизировать Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить, свои чувства и интересы, сказать свое мнение о наиболее оптимальном варианте и что не устраивает (или устраивает) ребенка в выборе.
Шаг 4. Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге.
Шаг 5. Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.
Шаг 6. Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется.
4. Упражнение «Зато он…»
Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери), или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы.
После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом:
«Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.
Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.
5. Упражнение «Мне в тебе нравится»
Теперь попробуйте сказать своему ребенку, что вам особенно в нем нравится. К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках подростков, а не на достоинствах. У большинства взрослых существуют так называемые «запреты на поглаживание»: они испытывают трудности при высказывании положительных оценок. Мы обычно легко формулируем недостатки других людей, но смущаемся, если нужно вслух называть их достоинства. Особенно в его присутствии.
Произнесите вслух достоинства своих детей, как бы обращаясь непосредственно к ним:
• «Мне нравится твоя жизнерадостность и веселость»,
• «Я люблю тебя за твою доброту»,
• «Я восхищаюсь твоей волей к победе в спорте» и т.д.
Главная цель воодушевляющих высказываний – построить такие отношения с ребенком, в которых признаются и подкрепляются его усилия, направленные на самопонимание и самоутверждение.
Например:
• «Я уверен, что ты сам в этом разберешься»,
• «Я вижу, как ты стараешься»,
• «Я уверен, что ты сможешь сделать это»,
• «Я рада тебе помочь»,
• «Мне хорошо с тобой»,
• «Мне нравится, как ты…»
6. . Упражнение «Воспоминания»
Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал:
«В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной в Америке книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона. Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в ужас.
«Ни в коем случае не целуйте ребенка. Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель», – наставлял родителей самый знаменитый психолог Америки.
Его собственные сыновья, воспитанные таким образом, выросли психологически очень ранимыми людьми, а один и вовсе покончил с собой.
В 1946 году вышла в свет знаменитая книга Б.Спока об уходе за детьми. Главное, что сказал автор родителям: «Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко – его тело».
7. Упражнение «10 поступков» Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.
Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»
8. Упражнение «Качества» Родителям предлагается подумать и сказать, какие качества они хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое названное качество записывается на доске, а затем им присваиваются места по значимости.
9. Упражнение «Собираем портфель наказов». Родителям предлагаются ситуации, которые они должны конструктивно разрешить сначала из позиции ребенка, а затем из позиции взрослого.
Ситуации:
ваш друг забрал у вас любимую ручку;
кто-то из друзей в саду вас обидно обозвал;
по пути в столовую вас больно толкнули;
порвали обложку вашей тетради;
во время рисования на вас случайно вылили воду с краской, но не извинились;
знакомый попросил поделиться с ним булочкой, а вы не согласились, за это он вас ударил.
10. Упражнение «Качества». Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы. Назовите два личностных качества, которые в разговоре с другим человеком помогают ему слушать партнера, и два других качества, которые мешают ему слушать партнера. После того, как первый участник назвал, следующий должен повторить, что сказал его сосед. Третий участвующий повторяет то, что сказал предшествующий участник о себе, а потом уже назвать собственные качества и так далее, пока вся группа не представится.
11. Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания ребенка.
Вопросы родителям:
o Изменились ли ваши взаимоотношения?
o Что нового в поведении ребенка вы заметили?
o Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?
o Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
o Что бы вы пожелали друг другу и себе?
12. Упражнение «Барьеры слушания». Тренер предлагает родителям объединится в пары и вести беседу о том, что их интересует. По условному знаку (хлопку) участники должны будут продолжать беседу, при этом изменять внешние условия диалога )говорить сидя, стоя, спинами друг к другу, зевать и др.).
Техника активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.
4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.
5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.
Правила активного слушания
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)
6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).
7. Кивки.
8. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).
Рекомендации для урегулирования
эмоциональных проблем учащихся:
- не стоит торопиться с выводами по поводу причин такого поведения и неадаптивности школьников;
- следует замечать и фиксировать крайности в поведении школьников;
- следует поощрять школьников к откровенной беседе и быть внимательным к их рассказам;
- следует анализировать и фиксировать информацию о развитии школьников, беседуя с психологом, специалистами;
- не следует в случаях эмоциональной нестабильности детей самим руководствоваться эмоциями, следует быть объективными;
- необходимо выявить и попытаться при помощи специалистов устранить причину возникшей проблемы;
- не следует забывать, что в основе причин эмоциональной нестабильности личности ребенка могут быть более глубокие мотивы, которые нелегко обнаружить;
- следует быть терпеливыми, внимательными и руководствоваться принципом:
— Основой методики продуктивного развития личности выступают
индивидуальный и личностно-ориентированный подходы,
которые базируется на изучении ведущих социально – ценных мотивов
каждого конкретного ребенка и опоре на них в его обучении и развитии.
— Именно эти подходы позволяют выделить и проанализировать актуальные проблемы ребенка, обосновать его психологические
трудности и подобрать наиболее эффективную форму их коррекции.
— Но любая работа будет напрасна, если окружающие ребенка люди
сами не могут сдерживать эмоции,снимают на нем собственное
раздражение, не любят его.
Как избавиться от агрессивности:
1. Старайтесь во всех ситуациях ко всем людям относиться с уважением, цените по достоинству их желание сотрудничать вами.
Все люди хорошие, лишь поступки у них бывают разные — хорошие и плохие. Давайте оценку поступкам, а не людям!
2. Смотрите на собеседника и старайтесь в его внешности, поведении выделить что-то приятное, позитивное.
40% людей — застенчивы, они не всегда выносят прямой взгляд — а значит, могут испытывать чувство агрессивности по отношению к вам.
3. Не доминируйте во время разговора ни позой, ни словами, ни тоном — это заставит вашего собеседника «закрыться», что может вызвать агрессивность и у него, и у вас же.
4. Не давайте волю эмоциям. Если они возьмут верх над разумом, то вы не сможете справиться с агрессией.
5. Не спешите возражать. Сначала все взвесьте.
6. Намечайте пути конструктивного взаимодействия с другим. Именно ВЗАИМОдействия, а не воздействия на него.
Важность детско-родительских отношений и их влияние на жизнь и судьбу ребенка трудно переоценить. Формирование личности ребенка и его социализация происходит в непосредственной зависимости от родительского внимания и любви.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в том, что стабильность семейной среды является важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка