Пояснительная записка Структура и содержание рабочей программы для 9 классов соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Данную рабочую программу реализуют следующие учебники: - В. М. Казакевич Технология. 8-9 класс (учебник) 2021 год. В основе настоящей рабочей программы лежат следующие нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897). 3. Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» 5. Рабочая программа составлена на основе федеральной основной образовательной программы с учетом рабочей программы воспитания МАОУ "СОШ №10" на 2023-2024 учебный год. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО. Данная рабочая программа по технологии является основой для составления учителями своих рабочих программ, с учетом реализуемых образовательной организацией профилей и направленностей допрофессиональной подготовки обучающихся с ЗПР. При этом педагог может по-своему структурировать учебный материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, практическими работами, перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем, в соответствии с возможностями образовательной организации, имеющимися социально-экономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой образовательной организации, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР. Образовательная организация призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие обучающимся с ЗПР получить качественное образованиепо технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся получают только общее представление на уровне ознакомления. На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ЗПР. Современный курс технологии построен по модульному принципу. Структура модульного курса технологии такова. Инвариантные модули Модуль «Производство и технология» Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них – к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества. Вариативные модули Модуль «Робототехника» В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер. С одной стороны, анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы. С другой стороны, если эти элементы уже выделены,это открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Именно последний подход и реализуется в данном модуле. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для создания технологий. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» Данный модуль нацелен на решение задач, схожих с задачами, решаемыми в предыдущем модуле: «3Dмоделирование, прототипирование, макетирование» формирует инструментарий создания и исследования моделей, причём сам процесс создания осуществляется по вполне определённой технологии. Как и предыдущий модуль, данный модуль очень важен с точки зрения формирования знаний и умений, необходимых для создания новых технологий, а также новых продуктов техносферы. Модуль «Автоматизированные системы» Этот модуль знакомит обучающихся с реализацией «сверхзадачи» технологии – автоматизации максимально широкой области человеческой деятельности. Акцент в данном модуле сделан на автоматизации управленческой деятельности. В этом контексте целесообразно рассмотреть управление не только техническими, но и социальноэкономическими системами. Эффективным средством решения этой проблемы является использование в учебном процессе имитационных моделей экономической деятельности (например, проект «Школьная фирма»). Модули «Животноводство» и «Растениеводство» Модули знакомят обучающихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор – умение в нужный момент скорректировать технологический процесс. Освоение обучающимися с ЗПР учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях- партнёрах, в том числе на базе учебно-производственных комбинатов и технопарков. Через сетевое взаимодействие могут быть использованы ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, «Кванториумов», центров молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ), специализированных центров компетенций (включая WorldSkills) и др. Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология» Основной целью освоения предметной области «Технология», заявленной в рабочей программе основного общего образования по предмету «Технология», является формирование технологической грамотности,глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода кновым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Целью освоения учебного предмета «Технология» обучающимися с задержкой психического развития является формирование самостоятельности,расширениесферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степеньсамостоятельности в трудовой деятельности. Задачи: ▪ обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития; ▪ освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; ▪ формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; ▪ овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники; ▪ овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; ▪ развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; ▪ воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достиженийв сфере технологий производства и социальной сфере; формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Особенности отбора и адаптации учебного материала по технологии Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного предмета и позволяющими достичь планируемых результатов обучения,являются: ▪ учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР; ▪ усиление практической направленности изучаемого материала; ▪ выделение сущностных признаков изучаемых явлений; ▪ опора на жизненный опыт ребенка; ▪ ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как врамках одного предмета, так и между предметами; ▪ необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала; ▪ введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности,формирование у обучающихся деятельностных функций, необходимых длярешения учебных задач. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования обучающихся с ЗПР. Его содержание предоставляет возможность молодым людям успешно социализироваться, бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной практической составляющей урока и реализации возможности педагога осуществить индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление и на мини-группы. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленныеособыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Технология» Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для формирования положительного отношения к учению необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, целенаправленно стимулировать обучающихся во время занятий. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Основную часть содержания урока технологии составляет практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне важным аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной компетенции. Ряд сведений усваивается обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких обучающихся крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися. Программой предусматривается помимо урочной и значительная внеурочная активность обучающихся с ЗПР. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность подросткового возраста. Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования, позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология». Содержание учебного предмета «Технология», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкойпсихического развития. Освоение предметной области «Технология» в основной школеосуществляется в 5–9 классах из расчёта: в 5–8 классах – 2 часа в неделю в 8–9 классах – 1 час. Дополнительно для обучающихся с ЗПР рекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности в 8 и 9 классе – 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Производство и технология» 7–9 КЛАССЫ Раздел 1. Технологии и искусство Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Примеры промышленных изделий с высокими эстетическими свойствами. Понятие дизайна. Эстетика в быту. Эстетика и экология жилища. Народные ремёсла. Народные ремёсла и промыслы России. Раздел 2. Технологии и мир. Современная техносфера Материя, энергия, информация — основные составляющие современной научной картины мира и объекты преобразовательной деятельности. Создание технологий как основная задача современной науки. История развития технологий. Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии» двойногоназначения. Рециклинг-технологии. Разработка и внедрение технологий многократного использования материалов, создание новых материалов из промышленных отходов, а также технологий безотходного производства. Ресурсы, технологии и общество. Глобальные технологические проекты. Современная техносфера. Проблема взаимодействия природы и техносферы. Современный транспорт и перспективы его развития. Раздел 3. Современные технологии Биотехнологии. Лазерные технологии. Космические технологии. Представления о нанотехнологиях. Технологии 4-й промышленной революции: интернет вещей, дополненная реальность, интеллектуальные технологии, облачные технологии, большие данные, аддитивные технологии и др. Биотехнологии в решении экологических проблем. Очистка сточных вод. Биоэнергетика. Биометаногенез. Проект «Геном человека» и его значение для анализа и предотвращения наследственных болезней. Генеалогический метод изучения наследственности человека. Человек и мир микробов. Болезнетворные микробы и прививки. Биодатчики. Микробиологическая технология. Сферы применения современных технологий. Раздел 4. Основы информационно-когнитивных технологий Знание как фундаментальная производственная и экономическая категория. Информационно-когнитивные технологии как технологии формирования знаний. Данные, информация, знание как объекты информационно-когнитивныхтехнологий. Формализация и моделирование — основные инструменты познания окружающего мира. Раздел 5. Элементы управления Общие принципы управления. Общая схема управления. Условия реализации общей схемы управления. Начала кибернетики. Самоуправляемые системы. Устойчивость систем управления. Виды равновесия. Устойчивость технических систем. Раздел 6. Мир профессий Профессии предметной области «Природа». Профессии предметной области «Техника». Профессии предметной области «Знак». Профессии предметной области «Человек». Профессии предметной области «Художественный образ». Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» 7–9 КЛАССЫ Раздел 1. Моделирование как основа познания и практической деятельности Понятие модели. Свойства и параметры моделей. Общая схема построениямодели. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.Применение модели. Модели человеческой деятельности. Алгоритмы и технологии как модели. Раздел 2. Машины и их модели Как устроены машины. Конструирование машин. Действия при сборке модели машины при помощи деталей конструктора. Простейшие механизмы как базовые элементы многообразия механизмов.Физические законы, реализованные в простейших механизмах. Модели механизмов и эксперименты с этими механизмами. Раздел 3. Традиционные производства и технологии Обработка древесины. Технология шипового соединения деталей из древесины. Технология соединения деталей из древесины шкантами и шурупамив нагель. Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технология обработки наружных и внутренних фасонных поверхностей деталейиз древесины. Отделка изделий из древесины. Изготовление изделий из древесины на токарном станке. Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь. Токарно-винторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических деталей клеем. Отделка деталей. Тенденции развития оборудования текстильного и швейного производства. Вязальные машины. Основные приёмы работы на вязальной машине. Использование компьютерных программ и робототехники в процессе обработки текстильных материалов. Профессии будущего в текстильной и швейной промышленности. Текстильные химические волокна. Экологические проблемы сырьевого обеспечения и утилизации отходов процесса производства химического волокна и материалов из него. Нетканые материалы из химических волокон. Влияние свойств тканей из химических волокон на здоровье человека. Технология изготовления плечевого и поясного изделий из текстильных материалов. Применение приспособлений швейной машины. Швы при обработке трикотажа. Профессии швейного предприятия массового производства. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Вязание как одна из технологий художественной обработки текстильных материалов Отрасли и перспективы развития пищевой промышленности. Организация производства пищевых продуктов. Меню праздничного стола и здоровое питание человека. Основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях общественного питания. Современные технологии обработки пищевых продуктов, тенденции их развития. Влияние развития производства наизменение трудовых функций работников. Раздел 4. Технологии в когнитивной сфере Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и поиск новых технологических решений. Основные принципы развития технических систем: полнота компонентов системы, энергетическая проводимость, опережающее развитие рабочего органа и др. Решение производственных задач и задач из сферы услуг с использованием методологии ТРИЗ. Востребованность системных и когнитивных навыков в современной профессиональной деятельности. Интеллект-карты как инструмент систематизации информации. Использование интеллект-карт в проектной деятельности. Программные инструменты построения интеллект-карт. Понятие «больших данных» (объём, скорость, разнообразие). Работа с «большими данными» как компонент современной профессиональной деятельности. Анализ больших данных при разработке проектов. Приёмы визуализации данных. Компьютерные инструменты визуализации. Раздел 5. Технологии и человек Роль технологий в человеческой культуре. Технологии и знания. Знание как фундаментальная категория для современной профессиональной деятельности. Виды знаний. Метазнания, их роль в применении и создании современных технологий. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Модуль «3D-моделирование, макетирование, прототипирование»7–9 КЛАССЫ Раздел 1. Модели и технологии Виды и свойства, назначение моделей. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Раздел 2. Визуальные модели 3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел. Моделирование сложных объектов. Рендеринг. Полигональная сетка. Диаграмма Вронского и её особенности. Триангуляция Делоне. Компьютерные программы, осуществляющие рендеринг (рендеры). 3D-печать. Техника безопасности в 3D-печати. Аддитивные технологии. Экструдер и его устройство. Кинематика 3D-принтера. Характеристики материалов для 3D-принтера. Основные настройки для выполнения печати на 3D-принтере. Подготовка к печати. Печать 3D-модели. Профессии, связанные с 3D-печатью. Раздел 3. Создание макетов с помощью программных средств Компоненты технологии макетирования: выполнение развёртки, сборка деталей макета. Разработка графической документации. Раздел 4. Технология создания и исследования прототипов Создание прототипа. Исследование прототипа. Перенос выявленных свойств прототипа на реальные объекты. Модуль «Компьютерная графика. Черчение»8–9 КЛАССЫ Раздел 1. Модели и их свойства Понятие графической модели. Математические, физические и информационные модели. Графические модели. Виды графических моделей. Количественная и качественная оценка модели. Раздел 2. Черчение как технология создания графической модели инженерного объекта Виды инженерных объектов: сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Машины, аппараты, приборы, инструменты. Классификация инженерных объектов. Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, технические данные. Функциональные качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к инженерным объектам. Понятие об инженерных проектах. Создание проектной документации. Классическое черчение. Чертёж. Набросок. Эскиз. Технический рисунок.Понятие о стандартах. Знакомство с системой ЕСКД, ГОСТ, форматами. Основная надпись чертежа. Масштабы. Линии. Шрифты. Размеры на чертеже. Понятие о проецировании. Практическая деятельность по созданию чертежей. Раздел 3. Технология создания чертежей в программных средах Применение программного обеспечения для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Включение системы. Создание и виды документов, интерфейс окна «Чертёж», элементы управления окном. Основная надпись. Геометрические примитивы. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Сложные 3D-модели и сборочные чертежи. Изделия и их модели. Анализ формы объекта и синтез модели. Плансоздания 3D-модели. Интерфейс окна «Деталь». Дерево модели. Система 3D-координат в окне «Деталь» и конструктивные плоскости. Формообразование детали. Операция «Эскиз». Правила и требования, предъявляемые к эскизам. Способы редактирования операции формообразования и эскиза. Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцу, с натуры. Раздел 4. Разработка проекта инженерного объекта Выбор темы и обоснование этого выбора. Сбор информации по теме проекта. Функциональные качества инженерного объекта, размеры. Объем документации: пояснительная записка, спецификация. Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание презентации. Модуль «Автоматизированные системы»8–9 КЛАССЫ Раздел 1. Управление. Общие представления Управляющие и управляемые системы. Понятие обратной связи. Модели управления. Классическая модель управления. Условия функционирования классической модели управления. Автоматизированные системы. Проблема устойчивости систем управления. Отклик системы на малые воздействия.Синергетические эффекты. Раздел 2. Управление техническими системами Механические устройства обратной связи. Регулятор Уатта. Понятие системы. Замкнутые и открытые системы. Системы с положительной и отрицательной обратной связью. Примеры. Динамические эффекты открытых систем: точки бифуркации, аттракторы. Реализация данных эффектов в технических системах. Управление системами в условиях нестабильности. Современное производство. Виды роботов. Робот — манипулятор — ключевой элемент современной системы производства. Сменные модули ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты: ▪ ценностное отношение к технологиям, трудовым достижениям народа; ▪ чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большойРодиной через трудовую деятельность; ▪ установка на активное участие в решении практических задач в областипредметной технологической деятельности; ▪ интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;уважение к труду и результатам трудовой деятельности; ▪ готовность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мирепрофессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательныхинтересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ▪ ресурсам; ▪ повышение уровня своей компетентности через практическое овладение элементами организации умственного и физического труда; ▪ способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом,двигательном, коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления ких преодолению; ▪ способность к самоопределению в выбранной сфере будущейпрофессиональной деятельности, умение ставить реальные достижимые планы; готовность брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и ▪ нести ответственность за результат своей работы; ▪ способность выбирать адекватную форму поведения, с точки зрения опасности или безопасности для себя и окружающих, при выполнении трудовыхфункций; ▪ способность регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в различных трудовых ситуациях, при коммуникации с людьми разного статуса. Метапредметные результаты ▪ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: ▪ выявлять и характеризовать различные признаки объектов; ▪ выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решенияпоставленной технологической задачи; ▪ создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решенияучебных задач; ▪ смысловое чтение информации, представленной в различных формах(схемы, чертежи, инструкции); ▪ прогнозировать возможное развитие процессов и последствийтехнологического развития в различных отраслях; ▪ навыки использования поисковых систем для решения учебных задач; ▪ искать и отбирать информацию и данные из различных источников в соответствии с заданными параметрами и критериями. ▪ Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: ▪ самостоятельно или с помощью педагога составлять устные сообщения длявыступления перед аудиторией; ▪ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; ▪ работать индивидуально и в группе над созданием условно нового продукта; ▪ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата, координировать свою деятельность с другими членами команды в познавательно-трудовой деятельности; ▪ оценивать качество своего вклада в общий продукт, в решение общих задачколлектива; ▪ принимать и разделять ответственность при моделировании и изготовлении объектов, продуктов и технологических процессов. ▪ Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: ▪ самостоятельно или с помощью учителя определять цели технологического обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; ▪ самостоятельно или после предварительного анализа планировать процесспознавательно-трудовой деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; ▪ владеть способами самооценки правильности выполнения учебной задачи;оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные ▪ возможности ее решения; ▪ соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности на основе заданных алгоритмов, корректировать действия в зависимости от меняющейся ситуации; ▪ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебно▪ технологической задачи; ▪ понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующиедальнейшей работы; ▪ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; ▪ регулировать способ выражения эмоций; ▪ осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;осознавать невозможность контролировать все вокруг Предметные результаты По завершении обучения учащийся с ЗПР должен иметь сформированныеобразовательные результаты, соотнесённые с каждым из модулей. Модуль «Производство и технология» 7–9 КЛАССЫ: ▪ иметь представление о видах современных технологий; ▪ иметь опыт применения технологии для решения возникающих задач; ▪ иметь опыт использования методов учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; ▪ с помощью учителя приводить примеры не только функциональных, но и эстетичных промышленных изделий; ▪ иметь опыт использования информационно-когнитивных технологий преобразования данных в информацию и информации в знание; ▪ перечислять инструменты и оборудование, используемое при обработке различных материалов (древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля, сельскохозяйственной продукции, продуктов питания); ▪ иметь представления об области применения технологий, их возможностяхи ограничениях; ▪ получить возможность научиться модернизировать и создавать технологииобработки известных материалов; ▪ анализировать на базовом уровне значимые для конкретного человекапотребности; ▪ перечислять и характеризовать продукты питания; ▪ перечислять виды и названия народных промыслов и ремёсел; ▪ иметь представления об использовании нанотехнологий в различныхобластях; ▪ иметь представления о экологических проблемах; ▪ иметь представления о роли прививок. Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» 7–9 КЛАССЫ: ▪ иметь представление о основных этапах создания проектов от идеи до презентации и использовании полученных результатов; ▪ иметь опыт использования программных сервисов для поддержки проектной деятельности; ▪ проводить под руководством учителя и по опорной схеме необходимые опыты по исследованию свойств материалов; ▪ выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии; ▪ применять технологии механической обработки конструкционных материалов; ▪ осуществлять доступными средствами под руководством учителя контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты; ▪ иметь представления о видах и назначении методов получения и преобразования конструкционных и текстильных материалов; ▪ иметь опыт конструирования моделей различных объектов и использования их в практической деятельности; ▪ конструировать при помощи учителя и по опорной схеме модели машин и механизмов; ▪ изготавливать при помощи учителя и по опорной схеме изделие из конструкционных или поделочных материалов; ▪ готовить кулинарные блюда в соответствии с известными технологиями; ▪ выполнять декоративно-прикладную обработку материалов; ▪ выполнять художественное оформление изделий; ▪ иметь опыт создания художественного образа и воплощения его в продукте; ▪ строить при помощи учителя чертежи швейных изделий; ▪ выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; ▪ иметь опыт применения основных приёмов и навыков решенияизобретательских задач; ▪ получить возможность научиться применять принципы ТРИЗ для решениятехнических задач; ▪ презентовать изделие (продукт); ▪ иметь представление о современных и перспективных технологияхпроизводства и обработки материалов; ▪ получить возможность узнать о современных цифровых технологиях, их возможностях и ограничениях; ▪ иметь представления о понятиях «композиты», «нанокомпозиты», примерах использования нанокомпозитов в технологиях, механических свойствах композитов; ▪ иметь представления о аллотропных соединениях углерода, примерах использования аллотропных соединений углерода; ▪ иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; ▪ иметь опыт изготовления субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему. Модуль «Робототехника» ▪ иметь опыт конструирования и моделирования робототехнических систем; ▪ уметь использовать визуальный язык программирования роботов (с учетомактуального уровня развития обучающихся с ЗПР); ▪ иметь опыт реализации полного цикла создания робота; ▪ иметь опыт программирования действия учебного робота-манипулятора со сменными модулями для обучения работе с производственным оборудованием; ▪ иметь опыт программирования работы модели роботизированной производственной линии; ▪ иметь опыт управления движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах; ▪ получить возможность научиться управлять системой учебных роботов-манипуляторов; ▪ иметь опыт осуществления робототехнических проектов; ▪ презентовать изделие; ▪ иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемымитехнологиями, их востребованности на рынке труда. Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование и макетирование»7–9 КЛАССЫ: ▪ соблюдать правила безопасности; ▪ организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; ▪ иметь опыт разработки оригинальных конструкций с использованием 3D- моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания под руководством учителя; ▪ создавать по опорной схеме и под руководством учителя 3D-модели, используя программное обеспечение; ▪ устанавливать при помощи учителя адекватность модели объекту и целяммоделирования; ▪ проводить анализ и модернизацию компьютерной модели под руководством учителя; ▪ иметь опыт изготовления прототипов с использованием ЗD-принтера; ▪ получить возможность изготавливать изделия с помощью лазерногогравера; ▪ модернизировать с помощью учителя прототип в соответствии споставленной задачей; ▪ презентовать изделие; ▪ иметь представление о видах макетов и их назначение; ▪ иметь опыт создания макетов различных видов; ▪ выполнять с помощью учителя развёртку и соединения фрагментов макета; ▪ выполнять с помощью учителя сборку деталей макета; ▪ получить возможность освоить программные сервисы создания макетов; ▪ иметь опыт разработки графической документации; иметь представления о мире профессий, связанных с изучаемыми востребованности на рынке труда. технологиями, их Модуль «Компьютерная графика, черчение»8–9 КЛАССЫ: ▪ соблюдать правила безопасности; ▪ организовывать рабочее место в соответствии с требованиямибезопасности; ▪ иметь представление о смысле условных графических обозначений, иметь опыт создания с их помощью графических текстов; ▪ иметь опыт ручного способа вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; ▪ иметь опыт автоматизированного способа вычерчивания чертежей, эскизови технических рисунков; ▪ уметь на простейшем уровне читать чертежи деталей и осуществлять при помощи учителя расчёты по чертежам; ▪ иметь опыт выполнения эскизов, схем, чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного проектирования (САПР); ▪ иметь представление о средствах и формах графического отображения объектов или процессов, правилах выполнения графической документации; ▪ получить возможность научиться использовать технологию формообразования для конструирования 3D-модели; ▪ иметь представление об оформлении конструкторской документации, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР); ▪ презентовать изделие; ▪ иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемымитехнологиями, их востребованности на рынке труда. Модуль «Автоматизированные системы»7–9 КЛАССЫ: ▪ соблюдать правила безопасности; ▪ организовывать рабочее место в соответствии с требованиямибезопасности; ▪ иметь опыт исследования схемы управления техническими системами; ▪ иметь опыт управления учебными техническими системами; ▪ иметь представления об автоматических и автоматизированных системах; ▪ иметь опыт проектирования под руководством учителяавтоматизированных систем; ▪ иметь опыт конструирования автоматизированных систем; ▪ получить возможность использования учебного робота-манипулятора сосменными модулями для моделирования производственного процесса; ▪ иметь опыт использования учебного робота-манипулятора со сменнымимодулями для моделирования производственного процесса; ▪ использовать на базовом уровне мобильные приложения для управленияустройствами; ▪ иметь опыт управления учебной социально-экономической системой(например, в рамках проекта «Школьная фирма»); ▪ презентовать изделие; ▪ иметь представление о мире профессий, связанных с изучаемымитехнологиями, их востребованности на рынке труда; ▪ иметь представление о способах хранения и производства электроэнергии; ▪ иметь представление о типах передачи электроэнергии; ▪ иметь представление о принципе сборки электрических схем; ▪ получить возможность научиться выполнять сборку электрических схем; ▪ определять результат работы электрической схемы при использованииразличных элементов с помощью учителя; ▪ иметь представление о том, как применяются элементы электрическойцепи в бытовых приборах; ▪ различать последовательное и параллельное соединения резисторов; ▪ иметь представление об аналоговой и цифровой схемотехнике; ▪ иметь опыт программирования простого «умного» устройства с заданнымихарактеристиками; ▪ иметь представления об особенностях современных датчиков, примененииих в реальных задачах; ▪ иметь опыт составления несложных алгоритмов управления умного дома. Поурочное планирование. № Раздел и темы урока Основные виды деятельности ученика на уроке. Формируемые УУД урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Методы и средства творческой и проектной деятельности –2 часа Получать представление о подготовке и проведении экономической оценки проекта и его презентации: сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта; расчёт себестоимости проекта. Собирать информацию о примерах бизнеспланов. Составлять бизнес-план для своего проекта Производство - 2 часа Транспортные средства в процессе производства Анализировать информацию о транспортных средствах. Получать информацию об особенностях и способах транспортировки жидкостей и газов. Собирать Особенности транспортировки газов, жидкостей и дополнительную информацию о транспорте. Анализировать и сравнивать сыпучих веществ характеристики транспортных средств. Участвовать в экскурсии на соответствующие производства и подготовить реферат об увиденных транспортных средствах Технология – 3часа Развитие технологий и проблемы антропогенного Получить информацию о перспективных технологиях XXI века: объёмное воздействия на окружающую среду. моделирование, нанотехнологии, и их особенности и области применения. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности Собирать дополнительную информацию о перспективных технологиях. Подготовить реферат (или провести дискуссию с технологического развития. одноклассниками) на тему сходства и различий существующих и перспективных видов Побочные эффекты технологи реализации технологического процесса. Техника – 3 часа Робототехника. Получать представление о современной механизации ручных работ, автоматизации производственных процессов, роботах и Системы автоматического управления. их роли в современном производстве. Анализировать полученную информацию, Направления современных проводить дискуссии на темы робототехники. Собирать изделия (роботы, разработок в области робототехники манипуляторы), используя специальные конструктор Технологии получения, обработки, преобразования материалов - 7 часов Технология Анализ особенностей фигуры человека различных типов. Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений. Расчет по формулам отдельных элементов производства синтетических волокон. чертежей швейных изделий. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1 : 4 и Ассортимент и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Коррекция свойства тканей из синтетических волокон. Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес-плана Дата проведения урока планируемая Дата проведения урока фактическая 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды Моделирование. Перенос нагрудной вытачки. Воротник. Построение чертежей воротников различных моделей в М 1:4. Рукав. Построение чертежа втачного рукава в М 1:4. Предприятия региона работающие на основе современных производственных технологи Повторение изученного выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет параметров и построение выкройки. Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом. Выполнение раскладки выкроек на ткани. Перевод контурных и контрольных линий выкройки на парные детали кроя. Чтение технологической документации и выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий. Подготовка и проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Выполнение безопасных приемов труда. Выбор режима и выполнение влажнотепловой обработки изделия. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок Технологии обработки пищевых продуктов - 6 часов Знакомиться с видами птиц и животных, мясо которых используется в кулинарии. Осваивать правила механической кулинарной обработки мяса птиц и животных. Получать представление о влиянии на здоровье человека полезных веществ, содержащихся в мясе птиц и животных. Осваивать органолептический способ оценки качества мяса птиц и животных Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи Виды мяса. Тепловая обработка мяса. Блюда из мяса Виды домашней птицы. Блюда из птицы Супы. Виды. Значение супов в питании. Приготовление обеда. Практическая работа«Сервировка стола к обеду» Калорийность готовых блюд Практическая работа «Расчет калорийности готовых блюд» Технологии получения, преобразования и использования энергии – 1 часа Альтернативные источники энергии Получать представление о новых понятиях: ядерная энергия, термоядерная энергия. Собирать дополнительную информацию о ядерной и термоядерной энергии. Подготовить иллюстрированные рефераты о ядерной и термоядерной энергетике Технологии получения, обработки и использования информации – 3 часа Сущность коммуникации Получать представление о коммуникационных формах общения. Анализировать процессы коммуникации и каналы связи. Принять Структура процесса коммуникации. участие в деловой игре «Телекоммуникация Каналы связи при коммуникации с помощью телефона» Технологии растениеводства – 2 часа Растительные ткань и клетка как объекты Получать представление о новых понятиях: биотехнологии, клеточная инженерия, технологии. технологий клонального микро размножения растений, технологии генной инженерии. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков 30 31 Биотехнологии.Создание генетических тестов. Создание органов организмов с искусственной генетической программой 32 Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам трудоустройства Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь» 33 34 35 Собирать дополнительную информацию на темы биотехнологий, технологий клеточной инженерии, технологий клонального микро размножения растений, технологий генной инженерии. Анализировать полученную информацию и подготовить рефераты на интересующие учащихся тем Технологии животноводства – 2 часа Получать представление о возможных заболеваниях у животных и способах их предотвращения. Знакомиться с представлением о ветеринарии. Проводить мероприятия по профилактике и лечению заболеваний и травм животных. Осуществлять дезинфекцию оборудования для содержания животных Социальные технологии – 3 часа Получать представление о рынке и рыночной экономике, методах и средствах стимулирования сбыта. Осваивать характеристики и особенности маркетинга. Ознакомиться с понятиями: потребительная стоимость и цена товара, деньги. Получать представление о качестве и характеристиках рекламы. Подготовить рекламу изделия или услуги в виде творческого проекта Итоговый урок КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПО ТЕХНОЛОГИИ Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с ЗПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и ориентированы на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с ЗПР. УСТНЫЙ • • • • ОПРОС Отметка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если учащийся: • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; • подтверждает ответ конкретными примерами; • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «3» ставится, если учащийся: • не усвоил существенную часть учебного материала; • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; • слабо отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «2» ставится, если учащийся: • почти не усвоил учебный материал; • не может изложить его своими словами; • не может подтвердить ответ конкретными примерами; • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Отметка «5» ставится, если учащийся: • творчески планирует выполнение работы; • самостоятельно и полностью использует знания программного материала; • правильно и аккуратно выполняет задание; • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами. Отметка «4» ставится, если учащийся: • правильно планирует выполнение работы; • самостоятельно использует знания программного материала; • в основном правильно и аккуратно выполняет задание; • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами. Отметка «3» ставится, если учащийся: • допускает ошибки при планировании выполнения работы; • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; • допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; • затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. Отметка «2» ставится, если учащийся: • не может правильно спланировать выполнение работы; • не может использовать знания программного материала; • допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; • не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА 1. Оригинальность темы и идеи проекта. 2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования). 3.Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности). 4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры). 5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства). 6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность). 7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации). Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 1. Басовский Л.Е. Маркетинг. - М.- 2009 г.; 2Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу маркетинга. М.-2008 г.; 3Картер Г. Эффективная реклама. М.-2010 г.; 1. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.-1996 г.; 2. Маркетинг/ под ред. Э.А. Уткина. М.-2008 г.; 3. Рыночная экономика. Маркетинг.кн.1,2.-М.-2009 г.; 4. Уткин Э.А. Рекламное дело. М.-2011 г.; 5. Периодическая печать (газеты, рекламные каталоги.рекламные журналы). Интернет-ресурсы 1. http://uchutrudu.ru/kontseptsiya-predmetnoy-oblasti-2019/ 2.https://infourok.ru/material.html?mid=76723